ВИДЫ ФРАНШИЗЫ

Франшиза представляет собой сравнительно эластичный метод, который позволяет любой вид предпринимательской деятельности развивать с помощью франшизы. Существует много различных видов франшизы, которые могут быть классифицированы по таким показателям как объём инвестиций, стратегия франшизодателя (франчайзера), система управления, модель маркетинга и взаимоотношений и др. Можно выделить пять основных видов франшизы: рабочая франшиза, франшиза распространения продуктов, франшиза бизнес-формата, инвестиционная франшиза и конверсионная франшиза.

РАБОЧАЯ ФРАНШИЗА

Этот вид франшизы имеет низкий уровень инвестиций, обычно такую франшизу приобретает франшизополучатель (франчайзи), который желает начать и руководить небольшим франшизным бизнесом в одиночку. Часто таким бизнесом можно заниматься не выходя из дома. Франшизополучателю необходимо приобрести минимальное оборудование, иметь запасы в небольшом количестве и иногда даже транспортное средство (автомашину) для нужд доставки. Эта группа охватывает широкий и многообразный перечень предпринимательских услуг таких как туристические агентства, услуги кофейного автофургона, уход за газоном у дома, сантехнические услуги, чистка трубопроводов, уборка коммерческих площадей и жилых помещений, торговля аксессуарами для мобильных телефонов и услуги ремонта, деятельность агентств по недвижимости, услуги перевозки, чистка плавательных бассейнов, организация корпоративных мероприятий, присмотр за детьми и много других услуг.

ФРАНШИЗА (РАСПРОСТРАНЕНИЯ) ПРОДУКТОВ

Франшиза (распространения) продуктов опирается на взаимоотношения модели поставщик-распространитель, при которой франшизополучатель распространяет продукцию франшизодателя. Франшизодатель предоставляет право использовать свой товарный знак, однако часто в руки франшизополучателя не передаётся вся система управления предпринимательской деятельностью. Франшиза распространения продукта обычно создаётся для таких товаров как, например, автомашины и запчасти для авто, торговое оборудование, компьютеры, велосипеды, различные устройства и другие товары. Франшизы распространения продуктов составляют в процентном отношении наибольшую часть от общего объёма розничной торговли. Такие известные в мире предприятия как Exxon, Texaco, GoodYear Tires, Ford, Chrysler, John Deere и другие торговцы автомашинами предлагают франшизы распространения продукта. Иногда франшизодатели предоставляют право не только на распространение продукции, но и на частичное или полное производство продукции как, например, производители безалкогольных напитков Coca-Cola и Pepsi.

Business Format Franchise

ФРАНШИЗА БИЗНЕС-ФОРМАТА

Франшиза бизнес-формата (называется также франшизой предпринимательской модели) представляет собой наиболее распространённую и узнаваемую модель франшизы, и у большинства людей именно этот вид франшизы ассоциируется с методом развития франшизного бизнеса в целом. Франшизополучатель бизнес-формата помимо права использовать бренд франшизодателя получает право (и часто также обязанность) использовать разработанную и проверенную франшизодателем систему управления предприятием, маркетинга и стимулирования сбыта услуг/товаров. Франшизодатель предлагает детально изложенный план и процедуры для каждой ситуации предпринимательской деятельности, обеспечивая начальное и постоянное обучение и поддержку. Такой вид франшизы используется более, чем в 70 различных отраслях, и самыми популярными областями применения этой модели являются быстрое питание, розничная торговля, рестораны, бизнес- услуги, фитнес-центры и другие.

investment franchise

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ФРАНШИЗА

Обычно это проекты крупного масштаба, для которых необходим большой объём инвестиций, например, франшизы сетей гостиниц и больших ресторанов. Франшизополучатели обычно инвестирует деньги и в дальнейшем вовлекают либо свою руководящую команду, либо самого франшизодателя, чтобы управлять конкретным бизнесом и получать отдачу от инвестиций и прирост капитала, выходя из этого бизнеса. Наиболее известные группы гостиничных франшиз – Hilton Hotels and Resorts, Wyndham Hotels Group, InterContinental Hotels Group, Choice Hotels Group, BestWestern group и др.

Conversion franchise

КОНВЕРСИОННАЯ ФРАНШИЗА

Конверсионная франшиза – это модификация стандартной модели франшизы. Многие франшизодатели развиваются, преобразовывая независимые предприятия, которые действуют в той же самой отрасли/секторе, в собственных франшизополучателей. В такой модели франшизополучатель перенимает товарный знак предприятия, маркетинговй и рекламный план, систему обучения и важные стандарты обслуживания клиентов. При такой модели франшизодатель имеет  возможность очень быстро развить собственную сеть и увеличить доходы от платежей royalty. У франшизополучателя обычно уменьшаются расходы на закупки за счёт общих закупок. Примерами предприятий, которые широко применяют модель франшизной конверсии, являются агентства по недвижимости, флористические салоны, компании по оказанию профессиональных услуг, предприятия по обхозяйствованию недвижимости, которые оказывают услуги сантехников, электриков, услуги специалистов по воздухообмену и кондиционированию и др.